Народные дружины — форма участия граждан, совместно с органами внутренних дел, в охране общественного порядка. Основными метода ми их деятельности по обеспечению правопорядка являются убеждение и принуждение. Осуществляя функции государственных органов по пресечению правонарушений, дружины применяют и некоторые властные полномочия административно-правового характера. Дзержинский Феликс Эдмундович[/su_quote]

Материалы Государственного Архива Российской Федерации свидетельствуют, что первые Добровольные народные дружины возникли в Москве в 1881 году и ставили своей целью оказание содействия органам власти и полиции в поддержании порядка при проездах «Высочайших Особ». Эти дружины в то время не были постоянно действующей организацией, а осуществляли свою деятельность только во время проведения крупнейших государственных торжеств: коронаций императоров Александра III (15 мая 1883 г.) и Николая II (14 мая 1896 г.), празднования 300-летия Дома Романовых (21 февраля 1913 г.) и др.
В указанные периоды численность этой организации достигала 80 тысяч человек. Активно действовали дружины на стороне власти и в дни «беспорядков» в Москве в 1905 году. Как утверждается в архивной справке, из этого движения выросли многие, если не все дореволюционные патриотические организации России.
После Октябрьской революции, когда оказались разрушенными все государственные институты царской России, а процесс становления новых властных структур, профессиональных правоохранительных и карательных органов Советского государства затянулся на значительный период времени, протекая по-разному в разных регионах страны, роль привлечения «непрофессионального» контингента к решению задач борьбы с преступностью и охраны правопорядка, и даже выполнению некоторых репрессивно — карательных функций государства была возложена на всевозможные рабоче-крестьянские вооруженные формирования в 1918-1922 гг. по инициативе самих граждан в крупных промышленных городах начали создаваться группы оказания помощи милиции в охране общественного порядка, носившие в то время различные наименования: в Сибири — «Дружины содействия милиции», в Петрограде — «Комиссия общественной помощи милиции» и т. д.
В середине 20-х годов движение граждан по охране правопорядка начинает упорядочиваться. При местных Советах были учреждены административные комиссии, в состав которых входили лица, изъявившие желание оказывать помощь в работе органов милиции. Эти комиссии проверяли и контролировали работу местных органов милиции, оказывали содействие в охране порядка.
В 1926 г. административные комиссии в ряде мест получили новое название: «Комиссия общественного порядка» (КОП). Расширились их права. В эти же годы во многих городах были созданы рабочие дружины, ударные бригады, отряды или инициативные группы по борьбе с хулиганством. Члены этих формирований специально обучались милицейскому делу.
В 1928 г. по инициативе рабочих Урала, Москвы, Ленинграда и других промышленных центров возникли добровольные общества содействия милиции (ОСОДМИЛ). Это была первая единая форма массового участия населения в охране общественного порядка. Добровольные общества направлялись местными органами власти и действовали совместно с аппаратом НКВД.
К январю 1930 г. СНК РСФСР принял постановление «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска», Где впервые вводился ряд правовых норм, относящихся к вопросам организации и деятельности добровольных обществ содействия милиции. В частности, в нем четко было определено, кто мог быть членом ОСОДМИЛа, порядок вступления в общество, задачи, выполняемые бойцами ОСОДМИЛа и т. д.
Осодмильцы при исполнении своих обязанностей пользовались правами должностных лиц, имели удостоверения и носили нагрудные знаки. В отдельных случаях членам общества органами милиции и уголовного розыска выдавалось оружие, которое подлежало сдаче по окончании операции. Бойцам ОСОДМИЛа предоставлялось также право составлять протоколы о нарушениях обязательных постановлений местных Советов.
Практика работы общества содействия органам милиции и уголовного розыска показала, что они представляли собой серьезную силу, способную оказать значительную помощь в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. ОСОДМИЛ во многих случаях являлся резервом для пополнения милиции хорошими, проверенными и достаточно подготовленными кадрами.
В связи с усилением централизации в руководстве органами охраны общественного порядка было признано необходимым приблизить деятельность Обществ содействия к конкретной практической работе милиции, организации их непосредственно при органах внутренних дел.
СНК РСФСР, постановлением от 29 апреля 1932 г., предложил совнаркомам автономных республик, краев и областным исполкомам реорганизовать общества содействия милиции и уголовного розыска в бригады содействия милиции (БСМ) и подчинил их последней.
В период Великой Отечественной войны бригады содействия милиции в сельской местности прифронтовых районов и на территории, освобожденной от немецко-фашистской оккупации, были реорганизованы в группы охраны общественного порядка (ГООП). Целью создания ГООП явилась борьба со шпионами, диверсантами в населенных пунктах, прилегающих к железнодорожным линиям, водным путям, шоссейным и грунтовым дорогам. Группы охраны получили больше самостоятельности в работе и прав по сравнению с бригадами содействия милиции.
Под руководством органов государственной безопасности и НКВД они сумели обеспечить надлежащий порядок в населенных пунктах в самый напряженный и ответственный период — в грозные годы Великой Отечественной войны.
После окончания войны в апреле 1946 г ГООП были расформированы, а их члены влились в бригады содействия милиции. В это же время был определен новый порядок организации БСМ, в соответствии с которым все руководство деятельностью бригад сосредоточивалось в низовом звене органов милиции. Следует отметить, что БСМ как форма привлечения граждан к охране правопорядка просуществовала до конца 50-х годов.
К концу 1958 г. коллективы ряда передовых предприятий Ленинграда первыми в стране создали добровольные народные дружины по охране общественного порядка. Новое движение распространилось и на другие крупные промышленные центры. Опираясь на этот опыт ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 г. приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Оно явилось основным политическим и юридическим документом, определившим задачи, полномочия и формы организации ДНД вплоть до середины 70-х годов.
Вскоре в союзных республиках были приняты соответствующие положения. В местности, Бюро ЦК КПСС по РСФСР и СМ РСФСР 30 марта приняли постановление «Об утверждении Положения о ДНД РСФСР по охране общественного порядка».
На протяжении 60-х годов движение ДНД принимает массовый характер. Так, например, в 1971 г. в стране насчитывалось около 173 тыс. дружин, объединяющих около 7 млн. человек. В эти годы дружины в значительной мере дополняли работу органов милиции, повышали ее эффективность в деле борьбы с преступлениями и правонарушениями. За активное участие в охране общественного порядка предусматривалось поощрение дружинников — объявление благодарности, вручение почетной грамоты, занесение на Доску почета, награждение денежными премиями и ценными подарками. Администрации предприятий и учреждений было разрешено предоставлять членам ДНД дополнительные оплачиваемые отпуска сроком до трех суток в год.
В это время дружины начинают подразделяться на два вида — территориальные и специализированные. Первые обычно комплектовались из представителей коллектива предприятия или учреждения и обслуживали определенную территорию. Основная форма их деятельности — охрана порядка в общественных местах. Вторые — вели борьбу главным образом с отдельными видами правонарушений и специализировались по линии ГАИ, УИМ, ОБХСС, УР, ИДН. К специализированным дружинам относились и оперативные отряды, и комсомольские оперотряды.
20 мая 1974 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка» и указ ПВС СССР «Об основных Обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка», которые создали новую нормативно-правовую базу деятельности ДНД.
В соответствии с этим Совет Министров РСФСР, постановлением от 19 июля 1974 г., утвердил новое положение о добровольных народных дружинах в РФ.
На основании данных документов основные усилия народных дружин сосредоточивались на поддержании общественного порядка, пресечении актов хулиганства, пьянства и других антиобщественных проявлений; борьбе с хищениями соцсобственности и правонарушениями несовершеннолетних.
Документы 1974 г. расширяли и систему мер поощрения отличившихся дружинников. Учреждался нагрудный знак «Отличный дружинник», кроме того предоставлялось преимущественное право на получение жилой площади, а также льготной путевки в санаторий или дом отдыха.
За особые заслуги в выполнении своего общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм, народные дружинники представлялись к государственным наградам.
К сожалению, политические и социально-экономические катаклизмы смели с арены общественной и государственной жизни добровольные народные дружины. В условиях правового беспредела, организационной неразберихи, а подчас и какого-то средневекового мракобесия в отношении общественных организаций по охране правопорядка. Народные дружины перестали существовать. Хотя отдельные, разрозненные отряды кое-где сохранились в виде формирований внештатных сотрудников милиции.
В настоящее время в органах государственной власти, МВД пришло понимание того, что без участия граждан, без поддержки общественности обуздать преступность на улицах городов и сел невозможно. И уже во многих регионах России дружины являются одним из элементов сложенной системы борьбы с преступностью. Мы надеемся, что в скором времени все таки будет принят Федеральный Закон «Об участии граждан в обеспечении правопорядка», с помощью которого дружины действительно станут реальной силой и смогут наконец-то объединится в общую систему в масштабах всей страны.

Штаб НД района Марфино